ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по направлению 27.03.05 Инноватика

Профиль подготовки: «Управление инновациями (по отраслям и сферам экономики)»

Уровень высшего образования: БАКАЛАВРИАТ

Программа государственного экзамена по направлению 27.03.05 Инноватика составлена на основе требований ФГОС ВО и положения о проведении государственной итоговой аттестации в Тверском государственном университете.

Целью государственного экзамена является определение уровня сформированности компетенций, имеющих определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников по направлению 27.03.05 Инноватика.

На государственном экзамене проверяются следующие компетенции:

  • способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  • способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
  • способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
  • способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
  • способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
  • способность применять знания математики, физики и естествознания, химии и материаловедения, теории управления и информационные технологии в инновационной деятельности (ОПК-7);
  • способность применять знания истории, философии, иностранного языка, экономической теории, русского языка делового общения для организации инновационных процессов (ОПК-8);
  • способность применять конвергентные и мультидисциплинарные знания, современные методы исследования и моделирования проекта с использованием вычислительной техники и соответствующих программных комплексов (ПК-8);
  • способность использовать когнитивный подход и воспринимать (обобщать) научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-9);
  • способность спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее (ПК-10);
  • способность готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов (ПК-11).

1. На государственный экзамен вынесены задания по следующим дисциплинам:

  • «Молекулярная физика»,
  • «Электричество и магнетизм»,
  • «Оптика»,
  • «Атомная физика»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Концепция современного естествознания»,
  • «Управление инновационной деятельностью»,
  • «Маркетинг в инновационной сфере»,
  • «Управление инновационными проектами»,
  • «Промышленные технологии и инновации»,
  • «Технология нововведений».

2. Объем времени:

— подготовка и сдача государственного экзамена — 2 недели;

3. Сроки проведения:

— согласно графику учебного процесса.

4. Материалы необходимые к государственному экзамену:

— справочный материал, разрешенный к использованию на экзамене.

5. Условия подготовки и процедура проведения:

Расписание государственного экзамена и обзорных лекций по дисциплинам, включенным в программу экзамена, утверждается первым проректором — проректором по учебно-воспитательной работе ТвГУ по представлению декана факультета и вывешивается на сайте факультета и доске объявлений за месяц до сдачи экзамена. Государственный экзамен проводится государственной экзаменационной комиссией. Форма проведения устная, включает:
— подготовка к ответу на знание теоретического материала и выполнение задания на проверку умений применять знания на практике — в 1 час.

Перечень теоретических вопросов на проверку знаниевой составляющей компетенций, выносимых на государственную итоговую аттестацию

Молекулярная физика
  1. Термодинамические системы. Уравнение состояния. Первый закон термодинамики. Изопроцессы с идеальным газом.
  2. Тепловые и холодильные машины. Второй закон термодинамики. Энтропия. Закон возрастания энтропии
  3. Модель идеального газа. Молекулярно-кинетический смысл температуры. Теорема о равномерном распределении кинетической энергии по степеням свободы.
  4. Распределение молекул по скоростям (распределение Максвелла). Характерные скорости.
  5. Молекулы в силовом поле. Распределение Больцмана.
Электричество и магнетизм
  1. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции. Теорема Гаусса.
  2. Работа поля при перемещении заряда. Связь потенциала и напряженности поля. Проводники в электростатическом поле. Емкость проводников и конденсаторов.
  3. Постоянный электрический ток. Законы Ома и Джоуля-Ленца. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Правила Кирхгофа.
  4. Сила Лоренца и сила Ампера. Движение заряженных частиц в магнитном поле. Контур с током в магнитном поле. Магнитный момент.
  5. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея и правило Ленца. ЭДС самоиндукции. Примеры.
  6. Взаимосвязь переменных электрических и магнитных полей. Система уравнений Максвелла как общая система постулатов теории электро-магнитного поля.
Оптика
  1. Уравнение плоской и сферической электромагнитной волны для одно-мерной задачи. Амплитуда, фаза, длина волны, частота, волновая поверхность. Поляризация волн. Продольные и поперечные волны.
  2. Отражение и преломление света на границе двух диэлектриков. Поляризация света при отражении и преломлении, формулы Френеля. Закон Брюстера.
  3. Интерференция световых волн, методы получения когерентных световых пучков. Расчет интерферентной картины от точечных когерентных источников. Интерференционные полосы равной толщины и равного наклона.
  4. Дифракция света. Расчет дифракционной картины методом зон Френеля. Дифракция Френеля на круглом отверстии и круглом экране.
  5. Дифракция Фраунгофера на одной щели и системе щелей. Дифракционная решетка. Дифракция Фраунгофера на круглом отверстии.
Атомная физика
  1. Фотоэффект. Понятие о фотонах. Эффект Комптона.
  2. Спектры испускания и поглощения. Модель атома Резерфорда. Постулаты Бора. Боровская теория атома водорода. Формула Бальмера.
  3. Гипотеза Луи де Бройля. Дифракция электронных пучков. Статистическая интерпретация волн де Бройля. Волновая функция. Особенности квантовомеханического описания микрообъекта. Соотношение неопределенностей.
  4. Основы математического аппарата квантовой механики. Операторы физических величин. Стационарное и нестационарное уравнение Шредингера.
  5. Спин электрона. Опыт Штерна и Герлаха. Магнитный момент свободного электрона.
  6. Системы четырех квантовых чисел. Принцип Паули и застройка оболочек атома. Периодическая система элементов.
Физика атомного ядра и элементарных частиц
  1. Структура и свойства ядер. Ядерные силы. Энергия и дефект массы. Модели ядер.
  2. Основной закон радиоактивного распада. Период полураспада. Активность радиоактивного изотопа. Виды радиоактивности. Альфа-распад. Виды бета-распада.
  3. Ядерные реакции. Механизм ядерных реакций. Сечение реакции. Модель составного ядра.
  4. Основные характеристики атомных ядер. Энергия связи. Свойства ядерных сил.
  5. Элементарные частицы. Классификация элементарных частиц. Кварковая модель строения мезонов и барионов.
Концепции современного естествознания
  1. Возникновение и развитие Вселенной. Самоорганизующиеся системы.
  2. Живая и неживая материи: общее и различие.
  3. Вещество и поле с точки зрения элементарных частиц.
  4. Образование вещества: химические связи, агрегатные состояния.
Управление инновационной деятельностью
  1. Виды инноваций по степени новизны (перечислить и привести конкретные примеры).
  2. Модель инновационного процесса (привести в схематичной форме и кратко описать каждый из этапов).
  3. Субъекты инновационной деятельности: технопарки, технополисы (дать определение, привести по одному примеру данных субъектов, расположенных на территории России).
  4. Матричная структура управления (указать решаемые проблемы на основе данной структуры, обозначить область её применения).
  5. Венчурные фирмы (основа для создания данных фирм, ключевое направление их деятельности).
  6. Основные принципы выработки инновационной стратегии (перечислить, раскрыть их сущность).
  7. Основные методы мотивации (перечислить, описать).
Маркетинг в инновационной сфере
  1. Эволюция концепции маркетинга, особенности маркетинга в инновационной сфере.
  2. Функции маркетинга. Место маркетинга в функциональной системе предприятия.
  3. Портфельные стратегии. Анализ портфеля продукции фирмы: матрица БКГ, возможности и ограничения. Практическое применение портфельного анализа.
  4. Стратегии роста. Модель развития продукт/рынок, матрица Ансоффа, практическое применение, оценка рисков, отличие от матрицы БКГ.
  5. Конкурентные стратегии. Типы рынка. Конкурентный анализ. Общая конкурентная матрица.
  6. Сегментация рынка. Критерии сегментации в инновационной сфере.
  7. Мультиатрибутивная модель товара. Разработка нового товара. Инновации для предприятия.
  8. Этапы жизненного цикла нового изделия в инновационной сфере.
  9. Позиционирование, карта восприятия, перепозиционирование в инновационной сфере.
  10. Марка, товарный знак, управление марочной политикой, марочные стратегии в инновационной сфере.
Управление инновационными проектами
  1. Определение проекта. Управление проектами.
  2. Руководство, лидерство. Создание команды проекта.
  3. Жизненный цикл проекта. Фазы проекта.
  4. Психологические аспекты. Мотивация. Конфликты.
  5. Структура проекта (последовательность действий)
  6. Виды и классификация рисков в управлении проектов.
  7. Методы анализа риска и неопределенности в УП.
  8. Построение дерева решений в УП.
  9. Цели, направления, и виды планирования.
  10. Оценка эффективности инвестиционного проекта.
  11. Технико-экономическое обоснование инвестиций.
  12. Функциональная структура управления.
  13. Бизнес план в УП.
  14. Этапы разработки проектно-сметной документации.
  15. Показатели проекта.
  16. Методы управления проектами.
  17. Ресурсное планирование.
  18. Управление рисками.
Промышленные технологии и инновации
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России и главные приоритеты научно-технического развития.
  2. Технологические волны. Базовые технологии шестой технологической волны.
  3. Понятие технологии. Уровни технологий с позиций организационной концепции.
  4. 4 этапа жизненного цикла промышленных технологий и их характерные признаки.
Технология нововведений
  1. Методы анализа экономической эффективности и технической целесообразности нововведений.
  2. Основные понятия технической системы.
  3. Особенности моделирования инновационных систем.
  4. Понятие цели при создании инновации.
  5. Критерий выбора.
  6. Примеры инновационных технологий (электронные устройства и приборы).
  7. Примеры инновационных технологий (механические устройства)

Перечень литературы для подготовки к экзамену

Основная литература
  1. Алешкевич В.А., Деденко Л.Г., Караваев В.А. Курс общей физики. Механика. М., Физматлит, 2011.
  2. Алешкевич В.А. Оптика. М: ФИЗМАТЛИТ, 2010.
  3. Матышев А.А. Атомная физика / А. А. Матышев; А.А. Матышев. — Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2014. — 531 с. — (Физика в технических университетах). — ISBN 978-5-7422-4209-3. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362983
  4. Мухин К.Н. Экспериментальная ядерная физика. В 3-х тт. С-Пб.: Лань, 2009.
  5. Балдин, К. В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия [Текст] : учебное пособие / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов. — 2-е изд. — М. : Дашков и К, 2012.
  6. Баранчеев, В. П. Управление инновациями [Текст] : учебник для бакалавров / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2012.
  7. Кожухар, В. М. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. М. Кожухар. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 292 с. — 978-5-394-01047-7.
  8. Бирман Л. А. Стратегия управления инновационными процессами: учебное пособие. М: Дело, 2012 — 141с.
  9. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие для студентов ВУЗов — 2-е изд. Доп. и перераб. -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 295 с.
  10. Кожевников Н. М. Концепции современного естествознания. : учебное пособие. — СПб., 2016. Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/71787
  11. Торосян В. Г. Концепции современного естествознания : учебное пособие — М., 2015.
Дополнительная литература
  1. Иродов И.Е. Физика макросистем: основные законы. М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2009.
  2. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Электричество. М., Физматлит, 2009.
  3. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Механика: М., Физматлит, 2005.
  4. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Термодинамика и молекулярная физи-ка: М., Физматлит, 2006.
  5. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Оптика. М.: ФИЗМАТЛИТ. 2005.
  6. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Атомная физика. Физика ядра и элементарных частиц. М.: Физматлит, 2006.
  7. Балдин, К. В. Инвестиции в инновации [Текст] : учеб. пособие / К. В. Бал-дин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов. — 2-е изд. — М. : Дашков и К”, 2010.
  8. Воробьев, С. Н. Управление рисками в предпринимательстве [Текст] / С. Н. Воробьев, К. В. Балдин. — 4-е изд., испр. — М. : Дашков и К, 2013.
  9. Инновационный менеджмент [Текст] : учебное пособие. Гриф УМО / К. В. Балдин. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2010.
  10. Романова, М. В. Управление проектами [Текст] : учебное пособие. Гриф УМО / М. В. Романова. — М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014.
  11. Управление инновационными проектами и программами [Текст] : учебное пособие / В. В. Быковский [и др.]. — Тамбов : ТГТУ, 2011. — Интернет-ресурс.
  12. Маркова В.Д. Маркетинг менеджмент: Учеб.пособие. — Омега Л, 2007, — 204с.
  13. Адамов Э.В. Инновационный менеджмент: [практикум]: учебно-методическое пособие / А. Ю. Рябуха; Э. В. Адамов, А. Ю. Рябуха; М-во образования и науки Рос. Федерации, Кубанский гос. ун-т, Фак. управления и психологии. Краснодар: [Изд-во КубГУ], 2009.
  14. Вишняков Я.Д. Инновационный менеджмент: практикум: учебное по-собие / К. Кирсанов, С. П. Киселева; Я. Д. Вишняков, К. А. Кирсанов, С. П. Киселева; под ред. Я. Д. Вишнякова. М.: КНОРУС, 2011.
  15. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ,
    2011.

Справочный материал, разрешенный к использованию на экзамене

  1. Справочник по физике для инженеров и студентов ВУЗов, Яворский Б.М., Детлаф А.А., Лебедев А.К., 2006
  2. Другие литературные источники, имеющие статус справочника.

Критерии оценивания компетенций

Государственный экзамен оценивается согласно уровню сформированности у выпускника проверяемых компетенций:

Оценка Уровень сформированности компетенций Критерий оценивания
«Отлично» Продвинутый
Высокий

Свободное владение теоретическим материалом.

Способность анализировать и обосновывать свои суждения.

Умение творчески применять теоретические знания при решении практических задач, давать экономическое обоснование решения этих задач, используя современные методы исследования.

Ответы на поставленные вопросы логичны, последовательны, не требуют дополнительных пояснений.

«Хорошо» Достаточный

Владение теоретическим материалом.

Умение применять теоретические знания при решении практических задач, давать экономическое обоснование решения этих задач.

Ответы на поставленные вопросы логичны, последовательны, но имеют отдельные неточности

«Удовлетворительно» Минимальный
Пороговый

Владение теоретическим материалом, но неполное, непоследовательное его изложение;

Неточности в применении знаний для решения практических задач.

Неумение доказательно обосновать свои суждения.

«Неудовлетворительно» Ниже порогового

Теоретические знания разрозненные, бессистемные, не умение выделять главное и второстепенное, ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочное и неуверенное изложение материала.

Неумение применить знания для решения практических задач.