Положение о рейтинговой системе обучения студентов ТвГУ

  1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения текущей и промежуточной аттестации при реализации образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов по очной форме обучения.
    Рейтинговая система не применяется при реализации программ бакалавриата и специалитета в заочной форме обучения, а также программ магистратуры и аспирантуры. В этом случае контроль текущей работы студентов и аспирантов осуществляется во время практических (семинарских), лабораторных занятий, при проверке самостоятельной работы в соответствии с разделами III и VII рабочей программы дисциплины (или модуля), индивидуального плана работы студента магистратуры (см. прил. 1), индивидуального плана работы аспиранта (см. прил. 2).

    1.2. Рейтинговая система обучения студентов является элементом системы управления, обеспечения и оценки качества освоения обучающимися программ бакалавриата и специалитета (очная форма обучения).

    1.3. Рейтинг — интегральная накопительная оценка качества учебной работы студента по учебной дисциплине, изучаемой в течение семестра, учебного года, всего периода обучения в вузе, выраженная в баллах.

    1.4. Основными понятиями и терминами, используемыми в Положении, являются:

    • модуль (период обучения) — часть семестра, по окончании которого осуществляется рейтинговый контроль успеваемости студентов; каждый семестр включает два модуля (периода обучения);
    • рейтинговый контроль успеваемости — проверка освоения учебного материала дисциплины за модуль (период обучения);
    • текущий контроль успеваемости — контроль по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов, включая рейтинговый контроль успеваемости;
    • рейтинговая оценка по дисциплине — это оценка знаний студентов, которая складывается из количества баллов, набранных в процессе текущей аттестации (включая рейтинговый контроль успеваемости) и полученных на промежуточной аттестации (экзамене).
  2. Цели и задачи рейтинговой системы

    2.1. Кардинальное повышение в учебном процессе значимости текущей учебной работы студентов.

    2.2. Рациональное планирование, организация самостоятельной работы студентов и увеличение ее доли в учебном процессе.

    2.3. Реализация принципа индивидуального подхода в обучении.

    2.4. Стимулирование добросовестной, творческой и систематической учебы студентов на протяжений всего периода обучения.

    2.5. Осуществление текущего анализа качества усвоения студентами программного материала и оперативное внесение необходимых корректив в содержание и организацию учебного процесса.

    2.6. Организация повседневной учебной работы студентов на основе принципов состязательности, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, справедливости и гражданственности.

    2.7. Создание в учебном процессе нормальной психологической обстановки и обеспечение объективности в оценке знаний студента преподавателем.

  3. Организация рейтинговой системы

    3.1. Содержание каждой учебной дисциплины делится на модули (периоды обучения). По окончании модуля (периода обучения) осуществляется рейтинговый контроль успеваемости студентов.

    3.2. В рабочую программу дисциплины (раздел VII «Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (или модуля)», пункт 2 «Требования к рейтинг-контролю») преподаватель включает информацию о количестве баллов в каждом модуле (периоде обучения) и их распределении на текущую аттестацию (по видам работы, включая рейтинговый контроль знаний) и промежуточную аттестацию (если дисциплина заканчивается экзаменом).

    3.3. На первом занятии в семестре преподаватель доводит до сведения студентов правила применения рейтинговой системы, содержание модулей (периодов обучения), распределение баллов внутри модулей (периодов обучения).

    3.4. По завершении модуля (периода обучения) преподаватель доводит до студента результаты рейтингового контроля успеваемости.

    3.5. Рейтинговый контроль успеваемости проводится преимущественно в письменной форме, в том числе в форме тестирования.

    3.6. В университете устанавливаются единые сроки проведения рейтингового контроля.

    Осенний семестр:

    I рейтинговый контроль успеваемости — 9-10 учебная неделя по графику учебного процесса;

    II рейтинговый контроль успеваемости — две последние недели фактического завершения семестра по графику учебного процесса;

    Весенний семестр:

    I рейтинговый контроль успеваемости — 32-33 учебная неделя по графику учебного процесса;

    II рейтинговый контроль успеваемости — две последние недели фактического завершения семестра по графику учебного процесса.

    В случаях, когда в учебном плане предусмотрена практика, график рейтингового контроля устанавливается по распоряжению декана факультета/директора института.

    Рекомендуется проводить не более 2 контрольных мероприятий в день.

    3.7. Явка студентов (включая обучающихся по индивидуальному плану) на мероприятия рейтингового контроля успеваемости обязательна.

    3.8. Результаты успеваемости студентов по итогам модулей (периодов обучения) и семестра анализируются и обсуждаются на заседаниях кафедр, методических комиссий/ученых советов факультетов/институтов, научно-методического совета университета.

    3.9. Для оценки курсовых работ и при проведении государственной итоговой аттестации рейтинговая система не применяется.

  4. Правила формирования рейтинговой оценки

    4.1. Качество усвоения студентом каждой дисциплины оценивается по 100-балльной шкале.

    4.2. Интегральная рейтинговая оценка (балл) по каждому модулю (периоду обучения) складывается из оценки текущей работы студентов на семинарских, практических и лабораторных занятиях, выполнения индивидуальных творческих заданий и др. и оценки за выполнение студентом учебного задания при рейтинговом контроле успеваемости. При этом доля баллов, выделенных на рейтинговый контроль не должна превышать 50 % общей суммы баллов данного модуля (периода обучения).

    4.3. Максимальная сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине, заканчивающейся экзаменом, по итогам семестра составляет 60.

    Студенту, набравшему 40-54 балла, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в экзаменационной ведомости и зачетной книжке может быть выставлена оценка «удовлетворительно».

    Студенту, набравшему 55-60 баллов, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в графе экзаменационной ведомости «Премиальные баллы» может быть добавлено 15 баллов и выставлена экзаменационная оценка «хорошо». В каких-либо иных случаях добавление премиальных баллов не допускается. Оценку «отлично» студент может получить только на экзамене.

    Студент, набравший до 39 баллов включительно, сдает экзамен. При наличии подтверждённых документально уважительных причин, по которым были пропущены занятия (длительная болезнь, обучение в другом вузе в рамках студенческой мобильности и др.), студент имеет право отработать пропущенные занятия и получить дополнительные баллы в рамках установленных баллов за модуль.

    4.4. Ответ студента на экзамене оценивается суммой до 40 рейтинговых баллов. Итоговая оценка складывается из суммы баллов, полученных за семестр, и баллов, полученных на экзамене. Студенту, который сдает экзамен, премиальные баллы не начисляются.

    4.5. Максимальная сумма баллов по учебной дисциплине, заканчивающейся зачетом, по итогам семестра составляет 100 баллов. Студенту, набравшему 40 баллов и выше по итогам работы в семестре, в экзаменационной ведомости и зачетной книжке выставляется оценка «зачтено».

    Студент, набравший до 39 баллов включительно, сдает зачет.

    4.6. В университете действует следующая шкала пересчета рейтинговых баллов для дисциплин, заканчивающихся экзаменом: от 40 до 69 — «удовлетворительно»; от 70 до 84 — «хорошо»; от 85 до 100 — «отлично». В ведомости проставляются баллы и оценка, в зачетной книжке — только оценка.

  5. Требования к ведению отчетной документации

    5.1. В университете по каждой дисциплине используется единая накопительная (рейтинговая) ведомость для выставления рейтинговых баллов по модулям (периодам обучения) и зачету/экзамену (прил. 3).

    5.2. Ответственность за правильное заполнение ведомости возлагается на преподавателя, ведущего дисциплину.

    5.3. Специалист по учебно-методической работе, отвечающий за ведение документации по ООП, проверяет правильность заполнения ведомости при ее приеме у преподавателя и вносит результаты промежуточной аттестации в электронный деканат.

    5.4. Накопительные ведомости хранятся в бумажном виде в деканате в течение срока обучения студента.

Новая редакция положения вступает в силу с 01.02.2019 г.

.