Шаблон презентации Физико-технического факультета.

Руководитель ООП 03.04.02 Физика: Солнышкин А.В., доктор физико-математических наук.

Нормативный срок освоения ООП - 4 года.

Форма обучения - очная.

Срок действия государственной аккредитации - до 19.09.2024.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по направлению 03.04.02 Физика

Профиль подготовки: «Физика конденсированного состояния вещества»

Уровень высшего образования: МАГИСТРАТУРА

Программа государственного экзамена по направлению 03.04.02 Физика, профиль "Физика конденсированного состяния вещества" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО и "Положения о проведении государственной итоговой аттестации бучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, магистратуры, специалитета в ТвГУ".

Цель государственного экзамена - установление соответствия уровня и качества подготовки магистра требованиям ФГОС ВО направления 03.04.02 Физика и степени сформированности у выпускников необходимых компетенций.

1. На государственный экзамен вынесены следующие компетенции:

  • способность к абстрактному мышлению, аналиы, синтезу (ОК-1);
  • готовногсть действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
  • готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Росссийской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
  • способность демонстрировать знания в области философских вопросов естествознания, истории и методологии физики. (ОК-4);

2. Форма проведения ГЭ - устная.

3. Возможно проведение ГЭ с применением ЭО и ДОТ.

4. Сроки проведения ГЭ, включающие подготовку и сдачу ГЭ - в течение двух недель согласно календарному учебному графику направления 03.04.02 Физика.

ГЭ включает:

  1. подготовка к ответу по билету - 2 часf;
  2. ответ обучающегося на вопросы билета;
  3. вопросы членов комиссии и ответы обучающегося.

5. Материалы, необходимые обучающимся для подготовки и сдачи ГЭ:
- теоретические вопросы (см. п.6).

Перед ГЭ проводятся обзорные лекции по вопросам, включенным в программу экзамена. Расписание ГЭ и обзорных лекций утверждается проректором по учебно-воспитательной работе ТвГУ по представлению декана факультета и доводится до сведения обучающихся за месяц до сдачи экзамена.

6. Перечень вопросов, заданий и литературные источники, необходимые для подготовки и сдачи ГЭ:

6.1 Теоретические вопросы:

1.1. Индуцированные светом изменение показателя преломления в сегнетоэлектрических кристаллах.

1.2. Физические модели фоторефрактивного эффекта.

1.3. Аномальный фотовольтаический эффект в сегнетоэлектриках.

1.4. Феноменологическая теория фотовольтаического эффекта.

1.5. Понятие о вибронной теории сегнетоэлектриков-полупроводников.

1.6. Динамика решетки и фазовые переходы в сегнетоэлектриках типа смещения.

1.7. Магкие моды и восприимчивость. Квазигармоническое приближение. Затухание сегнеэтолектрической моды.

1.8. Мягкие моды в рамках превдоспинового формализма. Модель Изинга.

1.9. Динамика параметра порядка в сегнетоэлектриках типа порядок-беспорядок.

1.10. Эффекты туннелирования в водородосодержащих сегнетоэлектриках.

1.11. Экспериментальные методы исследования мягких мод в сегнетоэлектриках. Рассеяние нейтронов в твердых телах.

1.12. Методики исследования мод колебаний методами рассеяния света: рамановская, бриллюэновская, рэлеевская спектроскопии отражения.

1.13. Затухание мягкого фонона и центральная мода в кристаллах LiNbO3 и LiTaO3. Проблема центрального пика.

1.14. Основные понятия о низкотемпературных сверхпроводниках, нулевое сопротивление. Температура перехода в сверхпроводящее состояние.

1.15. Идеальный диамагнетизм (эффект Мейсснера-Оксенфельда). Разрушение сверхпроводимости электрическим током.

1.16. Критическое магнитное поле, его зависимость от температуры. Сверхпроводники 1-ого и 2-ого рода.

1.17. Изотопоический эффект. Теплоемкость сверхпроводников. Поглощение электромагнитного излучения. Квантование магнитного потока.

1.18. Термодинамика перехода в сверхпроводящее состояние: энтропия сверхпроводников, скачок теплоемкости.

1.19. Теория сверхпроводимости Лондонов.

1.20. Основные сведения о теории сверхпроводимости Гинзбурга-Ландау.

1.21. Притяжение между электронами. Модель Фрелиха.

1.22. Образование куперовской пары электронов.

1.23. Основные представления теории Бардина-Купера-Шриффера.

1.24. Слабые связи.Стационарный эффект Джозефсона. Нестационарный эффект Джозефсона.

1.25. Высокотемпературная сверхпроводимость: основные понятия и свойства ВТСП.

2.1. Средства магнитных измерений (определение, общая классификация). Трехуровневая классификация средств магнитных измерений. Структура построения устройств для измерения гистерезисных свойств ферромагнитных материалов (магитотвердых и магнитомягких).

2.2. Понятие магнитной цепи.Типы магнитных цепей. Определение типов магнитных цепей. Условия перехода одного типа магнитной цепи в другой. Примеры.

2.3. Температурная стабильность магнитных свойств МТМ. Структурное и магнитное старение. Коэффициенты обратимых и необратимых изменений магнитный свойств.

2.4. Получение статичеких магнитных полей с помощью соленоидов. Конструкции соленоидов. Основная формула соленоида (для расчета величины индукции магнитного поля в центре и на оси соленоида). Параметры соленоида, используемые для расчета величины магнитной индукции.

2.5. Получение сильных статических магнитных полей с помощью электромагнитов. Намагничивающие обмотки. Магнитопровод (ярмо электромагнита).Концентрация магнитного потока. Основные типы и параметры электромагнитов.

2.6. Измерение статических магнитных полей. Измерители магнитной индукции с использованием эффекта Холла и ядерного магнитного резонанса. Флюксметры.

2.7. Индукционно-непрерывный метод в магнитных измерениях. Вибрационный магнитометр. Устройство и принцип действия.

2.8. Расчет основных параметров магнитотвердых материалов. Измерение индукции на поверхности постоянного магнита. Соотношение между остаточной индукцией и индукцией на поверхности постоянного магнита. Собственное поле размагничивания и размагничивающий фактор постоянного магнита. Индукция в рабочей точке (магнитного материала и объекта конечной формы).

2.9. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Переходные элементы.

2.10. Редкоземельные металлы. Редкоземельные элементы в природе. Производство РЗМ. Электронная структура атомои и ионов редкоземельных металлов (РЗМ).

2.11. Кристаллическая структура и магнитные свойства РЗМ.

2.12. Магнитная структура РЗМ цериевой и иттриевой подгрупп. Природа гигантской анизотропии и магнитострикции РЗМ.

2.13. Интерметаллические соединения. Причины образования интерметаллидов в сплавах РЗМ с 3d-металлами. Наиболее часто встречающиеся стехиометрические соотношения интерметаллидов РЗМ с 3d-металлами.

2.14. Постоянные магниты на основе интерметаллидов РЗМ с 3d-металлами. Метода получения экстремально высокого энергетического произведения.

2.15. Спиновый и орбитальный магнитные и механические моменты электронов в атоме.Спиновый и орбитальный g-факторы, гиромагнитная аномалия спина. Магнетон Бора.

2.16. Полный магнитный момент электронной оболочки атома.Принцип Паули.Правила Хунда.Фактор Ланде.

2.17. Векторная модель атома для случаев L-S и j-j связи. Принцип заполнения электронных оболочек атомов в периодической системе. Строение электронных оболочек атомов 3d-переходных и редкоземельных металлов.

2.18. Полуклассическое описание обменного взаимодействия. Обменная энергия. Обменный параметр.

2.19. Механизм прямого оменного взаимодействия. Обменная энергия. Модель ферромагнетизма Гайтлера-Лондона.

2.20. Обобщение модели молекулы водорода на систему N водородоподобных атомов. Модель ферромагнетизма Френкеля-Гейзенберга. Детерминанты Слэтера.

2.21. Косвенное обменное взаимодействие через электроны проводимости. Модель Шубина-Вонсовского (s-d обменное взаимодействие) и Кондорского (s-f взаимодействие), критерий ферромагнетизма.

2.22. Косвенное обменное взаимодействие в магнитных диэлектриках. Модель Крамерса-Андерсона.

2.23. Внутрикристаллическое поле. Эффект Яна-Теллера. Замораживание орбитального магнитного момента.

2.24. Спиновые волны. Квантование спиновых волн. Закон дисперсии спиновых волн.

2.25. Закон Блоха для спонтанной намагниченности ферромагнетиков и границы его применимости.

2.26. Зонная теория ферромагнетизма. Критерий ферромагнетизма 3d-металлов в зонной теории.

3.1. Сделать обзор литературы за последние 10 лет по одному из вопросов программы.

3.2. Подготовить сообщение об исследовании свойств материалов методом диэлектрической спектроскопии.

3.3. Подготовить сообщение об исследовании структуры материалов методом рентгеноструктурного анализа.

3.4. Подготовить сообщение об исследовании структуры материалов методом сканирующей электронной микроскопии.

3.5. Подготовить сообщение об исследовании структуры материалов методом сканирующей зондовой микроскопии.

3.6. Сформулировать актуальные задачи, которыми занимаются в последние годы специалисты в области физики сегнетоэлектрических явлений / физики магнитных явлений.

3.7. Привести структуру статьи в научно-техническом журнале.

6.2. Литературные источники и справочные материалы, необходимые для подготовки и сдачи ГЭ:

Основная литература

  1. Павлов П.В. Хохлов А.Ф. Физика твердого тела. М.: Изд-во USSR, 2015. 496с.
  2. Богомолов А.А., Иванов В.В. Физика сегнетоэлектриков-полупроводников. Тверь: ТвГУ, 2010.
  3. Богомолов А.А., Иванов В.В. Физика сегнетоэлектрических явлений. Тверь: ТвГУ, 2014. 160с.
  4. Шмидт В.В. Введение в физику сверхпроводников. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: МЦНМО, 2000. 402с.
  5. Боровик Е.С., Еременко В.В., Мильнер А.С. Лекции по магнетизму. М.: Физматлит. 2005. 512с.
  6. Пастушенков Ю.Г., Скоков К.П. Функциональные магнитные материалы. Тверь. 2014г. 108с.
  7. Богомолов А.А., Солнышкин А.В. Динамика решетки и сегнетоэлектрические явления: Учеб. пособие. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2008.144с.
  8. Пастушенков Ю.Г., Пастушенков А.Г. Постоянные магниты. Часть 1. Природа коэрцитивности. Тверь. - 2015.250с.

7. Критерии оценивания компетенций

Оценка 5 (отлично) – обучающийся демонстрирует высокий уровень сформированности компетенций: свободно владеет теоретическим материалом, видит межпредметные связи, способен иллюстрировать теоретические проблемы практическими примерами, обосновывать свои суждения, ответ отличается профессиональной культурой.

Оценка 4 (хорошо) – обучающийся демонстрирует достаточный уровень сформированности компетенций: владеет теоретическим материалом, осознанно применяет знания для решения практических задач, ответ логичен, но содержание ответа имеет отдельные неточности.

Оценка 3 (удовлетворительно) – обучающийся демонстрирует минимальный уровень сформированности компетенций: владеет теоретическим материалом, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – обучающийся демонстрирует уровень сформированности компетенций ниже минимального: имеет разрозненные бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применить знания для решения практических задач.

Требования к выпускной квалификационной работе магистра по направлению 03.04.02 Физика

Программа магистратуры: "Физика конденсированного состояния вещества"

1. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) составлены в соответствии с «Положением о проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, магистратуры, специалитета в ТвГУ».

1. Вид выпускной квалификационной работы - магистерская диссертация.

2. Цель ВКР - демонстрация уровня подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

3. Требования к государственной итоговой аттестации установлены федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 03.04.02 Физика программа магистратуры «Физика конденсированного состояния вещества» магистерская диссертация предполагает проверку уровня сформированности у выпускников следующих компетенций:

  1. Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
  2. Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия(ОПК-3);
  3. Способность к активной социальной мобильности, организации научно-исследовательских и инновационных работ (ОПК-3);
  4. Способность адаптироваться к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности (ОПК-4);
  5. Способность использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области компьютерных технологий для решения профессиональной деятельности, в том числе находящимся за пределами направленности (профиля) подготовки (ОПК-5)(ОПК-5);
  6. способность использовать знания современных проблем и новейших достижений физики в научно-исследвоательской работе (ОПК-6);
  7. способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области физики и решать их с помощью современной аппаратуры и информационных технологий с использованием новейшего российского и зарубежного опыта. (ПК-1);
  8. Способность свободно владеть разделами физики, необходимыми для решения научно-инновационных задач, и применять результаты научных исследований в инновационной деятельности. (ПК-2);
  9. Способность принимать участие в разработке новых методов и методических подходов в научно-инновационных исследованиях и инженерно-технологической деятелньости (ПК-3);
  10. Способность планировать и организовывать физические исследования, научные семинары и конференции (ПК-4);
  11. Способность использовать навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей.(ПК-5);
  12. Способность методически грамотно строить планы лекционных и практических занятий по разделам учебных дисциплин и публично излагать теоретические и практические разделы учебных дисциплин в соответствии с утвержденными учебно-методическими пособиями при реализации программ бакалавриата в области физики.(ПК-6).
  13. Способность руководить научно-исследвоательской деятельность в области физики обучающихся по программам бакалавриата. (ПК-7).

4. Тематика и порядок утверждения тем ВКР и научных руководителей:

Магистранту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Темы ВКР должныы быть актуальными, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки.

При подготовке ВКР каждому магистранту назначается научный руководитель из числа работников организации, замещающих должность педагогического работника не ниже доцент,и, при необходимости, консультант.

Закрепление тем ВКР за магистрантами и назначение им научных руководителей осуществляется приказом ректора по университету не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной аттестации.

Научное руководство ВКР включает:

  • оформление научным руководителем задания на выпускную квалификационную работу;
  • оказание помощи магистранту в разработке календарного графика работы на весь период выполнения ВКР;
  • рекомендации по литературе, справочным, архивным материалам и другим источникам по теме;
  • проведение систематических консультаций по ходу выполнения выпускной квалификационной работы;
  • проверку выпускной квалификационной работы, оценку её готовности к защите;
  • написание отзыва на выпускную квалификационную работу
  • участие в работе комиссии по защите студентом выпускной квалификационной работы.

Время, отводимое преподавателю на руководство выпускной квалификационной работой, а также их количество, регламентировано "Положением о продолжительности рабочего времени и порядке определния учебной нагрузки ППС Тверского государственного университета".

Консультантами при выполнении студентом выпускной квалификационной работы могут выступать профессора и доценты вуза, а также высококвалифицированные специалисты и научные сотрудники других учреждений в рамках времени, отведенного на руководство выпускной квалификационной работой.

В установленные календарным графиком сроки студент регулярно отчитывается перед научным руководителем о ходе и результатах выполнения работы.

5. Порядок и сроки выполнения ВКР

Время, отводимое на выполнение выпускной квалификационной работы, определяется учебным планом направления подготовки и графиком учебного процесса.

Расписание работы ГЭК утверждается не позднее, чем за 30 календарных дней до первого государственного аттестационного испытания. В расписании указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний.

К защите ВКР приказом ректора допускаются обучающиеся, успешно прошедшие предыдущее аттестационное испытание (при его наличии) и обучающиеся, не проходившие предыдущее итоговое аттестационное испытание по уважительной причине (при наличии подтверждающих документов). Условием допуска к защите ВКР является успешное прохождение процедуры предзащиты (см. пункт 8).

Секретарю ГЭК за неделю до назначенной даты защиты ВКР представляются следующие документы: текст работы в электронной форме; (см. пункт 7.1); письменный отзыв научного руководителя (см. пункт 7.2). Тексты ВКР, за исключением работ, содержащих сведения,составляющие государственную тайну, проверяются на объем заимствования в системе "Антиплагиат". После получения положительного заключения об оригинальности принимает решение о допуске работы к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе ВКР. Секретарь передает в ГЭК дл защиты: бумажный вариант работы с визой руководителя ООП, заключение об оригинальности, отзыв научного руководителя, рецензию и автореферат (см.пункт 7.4)

Согласно сводной номенклатуре дел Тверского государственного университета выпускная квалификационная работа после защиты хранится на факультете. Срок хранения магистерской диссертации – по решению ученого совета факультета. Копия выпускной квалификационной работы может быть передана предприятию (учреждению) для внедрения полученных в ней результатов в производство.

Тексты ВКР, за исключением работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются в корпоративной сети университета. Тексты ВКР размещаются в соответствии с законодательством, с учетом изъятия производственных, технических, экономических, организационных и других сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, в соответствии с решением правообладателя. Не подлежат размещению на сайте университета разделы ВКР, выполненные на материалах предприятий/организаций, если это предусмотрено Договором на проведение преддипломной практики.

6. Рекомендуемый объем, структура работы, требования к содержанию ВКР

Объем выпускной работы бакалавра не должен превышать 75 страниц машинописного текста не включая приложение.

титульный лист, содержание, введение, обзор литературы, методика проведения эксперимента, полученные результаты и их обсуждение, заключение, выводы, список литературы, приложение (при необходимости).

Магистерская диссертация является законченным научным исследованием, обеспечивающим закрепление академической культуры, методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности, и предусматривает:

6.1 самостоятельную формулировку научной, научно-исследовательской, творческой или учебно-методической проблемы;

6.2 самостоятельный анализ методом исследования, применяемых при решении научно-исследовательской задачи, научный анализ и обобщение фактического материала, используемого в процессе исследования;

6.3 получение новых результатов, имеющих теоретическое ,прикладное или научно-методическое значение;

6.4 апробацию полученных результатов и выводов в виде докладов на научных конференциях (не ниже уровня конференций молодых ученых) или подгтовленных публикаций в научных сборниках и журналах;

7. Требования к оформлению ВКР

7.1. Оформление выпускной квалификационной работы

Оформление выпускной квалификационной работы (магистреской диссертации) начинается с титульного листа (см. приложение 1).
Выпускная квалификационная работа набирается на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word. Рекомендуется следующий вариант форматирования текста: шрифт – Times New Roman размером 14 пт., междустрочный интервал – полуторный, выравнивание текста на странице – по ширине. Нумерация страниц осуществляется по порядку арабскими цифрами, включая иллюстрации и приложения, без пропусков и повторений. На титульном листе номер не ставится. Работа печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 со следующими полями: левое – 25 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 15 мм. Магистерская диссертация представляется в переплетенном виде.

7.2. Отзыв научного руководителя

Законченная магистерская диссертация представляется на рассмотрение научному руководителю для написания им отзыва.

Отзыв научного руководителя содержит сведения:

  • о работе обучающегося в период подготовки ВКР;
  • о научном уровне, полноте, качестве и новизне разработки темы;
  • о степени самостоятельности, инициативы и творчества студента;
  • об умениях и навыках, полученных студентом в процессе работы (умение работать с литературой и источниками, навыки произведения расчетов, анализа полученных результатов, обобщения, умение делать научные и практические выводы и т.д.);
  • об области возможного использования результатов ВКР или ее апробации;
  • о результатах проверки работы бакалавра на предмет выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источника заимствования.

В заключении определяется уровень сформированности требуемых компетенций и работа представляется/не представляется к защите в ГЭК.

7.3 Рецензирование

Магистерская диссертация подлежит обязательному рецензированию. Рецензенты магистерских диссертаций назначаются их числа лиц, не являющихся работниками кафедры, на которой выполнена ВКР. Рецензия должна содержать объективную оценку ВКР и отражать:

  1. актуальность темы, её теоретическое и практическое значение; научную, техническую, экономическую целесообразность;
  2. полноту и качество выполнения задания;
  3. наличие элементов исследовательского характера, умение анализировать, обобщать и делать выводы;
  4. достоинства и недостатки ВКР;
  5. качество оформления ВКР

Рецензия заканчиваеся выводами о полносте разработки темы, соответствии поставленных и раскрытых вопросов научному заданию, о возможной области использования полученных результатов и предложением оценки.

7.4 К магистерской диссертации прилагается автореферат объемом в одну страницу машинописного текста. Автореферат - краткое и емкое изложение цели и задач, ее главной идеи и тех выводов, к которым пришел автор в процессе своих исслдеований. В автореферате указывается список публикаций автора по теме магистерской диссертации и участие в конференциях.

8. Порядок и сроки прохождения предзащиты ВКР

Условием допуска к защите ВКР является успешное прохождение процедуры предзащиты. Предзащита ВКР включается в график выполнения преддипломной практики и является ее завершающим этапом.

Обучающийся, не прошедший предзащиту, не аттестуется по преддипломной практике, не допускается к защите ВКР и отчисляется за невыполнение учебного плана как не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана с выдачей ему справки об обучении.

9. Регламент защиты ВКР

Порядок защиты выпускных квалификационных работ определяется «Положением о проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по программа бакалавриата, магистратуры, специалитета в ТвГУ ». Продолжительность защиты включает в себя:

  • доклад защищающегося с использованием презентации (до 15 мин.);
  • вопросы комиссии и ответы на них, обсуждение работы (15 мин.).

10. Возможность использования дистанционной формы прохождения предзащиты и защиты ВКР

Возможно проведение процедуры предзащиты и защиты ВКР с применением ЭО и ДОТ.

11. Критерии оценивания работ

Выпускная квалификационная работа оценивается согласно уровню сформированности у выпускника проверяемых компетенций:

Оценка Уровень сформированности компетенций Критерий оценивания
«Отлично» Высокий

Выполнение пунктов 6.1-6.4

«Хорошо» Достаточный

Выполнение пунктов 6.1-6.3 и невыполнение пункта 6.4 или выполнение пункта 6.4 и частичное выполнение пунктов 6.1-6.3

«Удовлетворительно» Минимальный

Частичное выполнение пунктов 6.1-6.3 и невыполнение пункта 6.4.

Уровень реализации критериев оценивания определяется по степени освоения проверяемых компетенций.

Образец титульного листа

ФИО обучающегося Научный руководительТема выпускной квалификационной работы
1Вахтеров Евгений ВикторовичБольшакова Н.Н., к.ф.-м.н., доцентТермоиндуцированные доменные процессы в хромсодержащих кристаллах триглицинсульфата
2Давыденкова Екатерина МихайловнаСдобняков Н.Ю., к.ф.-м.н., доцентМоделирование структурных превращений в титансодержащих биметаллических нанокластерах
3Завьялов Андрей ИгоревичКислова И.Л., к.ф.-м.н., доцентВлияние углеродных нанотрубок на диэлектрические свойства полимеров на основе поливинилиденфторида
4Ларионова Александра ВалерьевнаПастушенков Ю.Г.,д.ф.-м.н., профессорАнализ доменной структуры многофазных поликристаллических материалов
5Синкевич Артем ИгоревичСеменова Е.М., к.ф.-м.н., доцентМагнитокристаллическая анизотропия и доменная структура редкоземельных интерметаллидов Y2(Fe1-xCox)17
6Фоломеева Анжелика СергеевнаЗубков В.В., к.ф.-м.н., доцентСтатистическая термодинамика модельных систем в эртодическом приближении Вейля
7Шатанкова Екатерина АлексеевнаБольшакова Н.Н., к.ф.-м.н., доцентПроцессы переключения кобальт- и хромсодержащих кристаллов триглицинсульфата
8Яковлева Анастасия СергеевнаПедько Б.Б., к.ф.-м.н., доцентТермоиндуцированные импульсные состояния сегнетоэлектрика-релаксора SbN

Руководитель ООП 03.04.03 Радиофизика: Каплунов И.А., доктор технических наук.

Нормативный срок освоения ООП - 4 года.

Форма обучения - очная.

Срок действия государственной аккредитации - до 19.09.2024.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
по направлению 03.04.03 Радиофизика

Профиль подготовки: «Физика и технология радиоэлектронных приборов и устройств»

Уровень высшего образования: МАГИСТРАТУРА

Программа государственного экзамена (ГЭ) по направлению 03.04.03 Радиофизика, профиль «Физика и технология радиоэлектронных приборов и устройств» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 03.04.03 Радиофизика и «Положением о проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, магистратуры, специалитета в ТвГУ».

Цель государственного экзамена - установление соответствия уровня и качества подготовки магистра требованиям ФГОС ВО направления 03.04.02 Физика и степени сформированности у выпускников необходимых компетенций.

1. На государственный экзамен вынесены следующие компетенции:

  • способность к абстрактному мышлению, аналиы, синтезу (ОК-1);
  • готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности(ОПК-1);
  • способностью к свободному владению знаниями фундаментальных разделов физики и радиофизики, необходимых для решения научно-исследовательских задач (ОПК-3);
  • способность использовать в своей научно-исследовательской деятельности знание современных проблем и новейших достижений физики и радиофизики (ПК-1);
  • способность применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей(ПК-3);

2. Форма проведения ГЭ - устная.

3. Возможно проведение ГЭ с применением ЭО и ДОТ.

4. Сроки проведения ГЭ, включающие подготовку и сдачу ГЭ - в течение двух недель согласно календарному учебному графику направления 03.04.02 Физика.

ГЭ включает:

  1. подготовка к ответу по билету - 2 часf;
  2. ответ обучающегося на вопросы билета;
  3. вопросы членов комиссии и ответы обучающегося.

5. Материалы, необходимые обучающимся для подготовки и сдачи ГЭ:
- теоретические вопросы (см. п.6).

Перед ГЭ проводятся обзорные лекции по вопросам, включенным в программу экзамена. Расписание ГЭ и обзорных лекций утверждается проректором по учебно-воспитательной работе ТвГУ по представлению декана факультета и доводится до сведения обучающихся за месяц до сдачи экзамена.

6. Перечень вопросов, заданий и литературные источники, необходимые для подготовки и сдачи ГЭ:

6.1 Теоретические вопросы:

1.1. Языки описания аппаратуры (HDL) и их назначение. Синтез и симуляция. Отличия от языков программирования высокого уровня.

1.2. VHDL. Структура кода. Сигналы. Основные операторы языка. Понятия интерфейса и архитектуры. Стандарты языка..

1.3. Комбинаторная логика на VHDL. Одновременные присваивания. Оператор процесса. Операторы when, if, case..

1.4. Последовательная логика на VHDL. Оператор процесса. Список чувствительности. Описание триггера на VHDL.

1.5. Среда тестирования, её назначение и преимущества. Структура среды тестирования. Стимулы.

1.6. Синхронные и асинхронные схемы. Критерии синхронной схемы. Преимущества синхронных схем. Критический путь. Максимальная частота синхронной схемы.

1.7. Триггеры с разрешением тактирования и их применение. Предделитель.

1.8. Принципы структурного проектирования. Структура проекта. Компонент и экземпляр компонента.

1.9. Конечный автомат (КА). Диаграмма состояний КА. Перечисляемый тип данных на VHDL. Описание КА на VHDL.

1.10. Классификация сенсоров (датчиков): назначение, вид преобразования, условия эксплуатации. Характеристики сенсоров (датчиков): диапазон измерения, чувствительность, точность, линейность, селективность. Погрешности измерений: температурный и временной дрейф параметров, шумы. Стандартизация и сертификация сенсоров (датчиков).

1.11. Основные физические эффекты и свойства, лежащие в основе построения датчиковой аппаратуры. Упругие, механические свойства различных сред.

1.12. Основные физические эффекты и свойства, лежащие в основе построения датчиковой аппаратуры. Тепловые, электрические свойства различных сред.

1.13. Основные физические эффекты и свойства, лежащие в основе построения датчиковой аппаратуры. Полупроводниковые свойства различных сред.

1.14. Основные физические эффекты и свойства, лежащие в основе построения датчиковой аппаратуры. Диэлектрические свойства различных сред.

1.15.Основные физические эффекты и свойства, лежащие в основе построения датчиковой аппаратуры. Магнитные свойства различных сред.

1.16. Основные физические эффекты и свойства, лежащие в основе построения датчиковой аппаратуры. Оптические свойства различных сред.

1.17. Виды преобразователей: пьезоэлектрические, тензорезистивные, емкостные.

1.18. Термоэлектрические сенсоры. Терморезистивные, термоэлектрические, термомеханические, пироэлектрические преобразователи.

1.19. Оптические сенсоры: фоторезисторы, фотодиоды, фототранзисторы, фотосчетчики.

1.20. Аналоговые и цифровые сигналы. Преобразования. Дискретизация. Теорема Котельникова.

1.21. Схемы измерений: дифференциальная схема, схема с общим проводом, схема с общим незаземленным проводом. Заземление.

1.22. Последовательный интерфейс обмена данных. Назначение, характеристики. Последовательный порт. Ввод-вывод с использованием интерфейса RS-232.

1.23. Аналого-цифровые преобразователи. Основные характеристики и виды АЦП.

1.24. АЦП последовательного приближения. Назначение, блок-схема, принцип работы, характеристики.

1.25. Дискретное преобразование Фурье. Амплитудно-частотная характеристика сигнала. Фильтрация. Фильтры в LabView.

1.26. Язык графического программирования LabView. Назначение и основные понятия: блок-диаграммы, принцип потока данных, проводники, виртуальный прибор, подприбор.

1.27. Циклы, массивы и кластеры в LabView. Сдвиговый регистр в LabView.

1.28. Возможности ввода-вывода в LabView. Файлы отчетов в LabView.

1.29. Математические и логические функции LabView.

1.30. Принципы объектно-ориентированного программирования. Инкапсуляция.

1.31. Принципы объектно-ориентированного программирования. Наследование

1.32. Принципы объектно-ориентированного программирования. Полиморфизм.

1.33. Типы данных. Понятие класс. Модификаторы доступа. Конструкторы.

1.34. Методы класса. Переопределение методов. Перегрузка методов.

1.35. Абстрактные классы. Интерфейсы.

1.36. Исключения. Обработка исключений.

2.1. Подготовить план научной статьи по одному из вопросов магистерской диссертации.

2.2. Подготовить план научного отчета по ГОСТ по тематике одного из вопросов магистерской диссертации.

2.3. Подготовить проект заявки на патент по одной из проблематик изучаемых курсов.

2.4. Сформулировать актуальные задачи, которыми занимаются в последние годы специалисты в области тематики магистерской диссертации.

6.2. Литературные источники и справочные материалы, необходимые для подготовки и сдачи ГЭ:

Основная литература

  1. Глинкин, Е.И. Схемотехника микропроцессорных средств: монография / Е.И. Глинкин, М.Е. Глинкин; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. - 149 с.
  2. Сорокин, В.С. Материалы и элементы электронной техники. Активные диэлектрики, магнитные материалы, элементы электронной техники [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.С. Сорокин, Б.Л. Антипов, Н.П. Лазарева. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2016. — 384 с.
  3. Федотов, А.К. Физическое материаловедение: учебное пособие: в 3-х ч. / А.К. Федотов. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - Ч. 1. Физика твердого тела. - 400 с.
  4. Легостаев, Н.С. Твердотельная электроника: учебное пособие / Н.С. Легостаев, К.В. Четвергов. - Томск: Эль Контент, 2011. - 244 с.
  5. Головнин В.А., Каплунов И.А., Малышкина О.В., Педько Б.Б., Мовчикова А.А. Физические основы, методы исследования и практическое применение пьезоматериалов. М.: Техносфера, 2013, 271 с.
  6. В.А.Головнин, И.А. Каплунов, Б.Б. Педько, О.В.Малышкина, А.А.Мовчикова. Материаловедение электронной техники. Технологии наноматериалов. Учебное пособие. Тверь, ТвГУ, 2011, 100 с.
  7. Баран Е.Д. Измерения в LabVIEW [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Д. Баран, Ю.В. Морозов. — Электрон. текстовые данные. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2010. — 162 c.
  8. Мейер Б. Объектно-ориентированное программирование и программная инженерия [Электронный ресурс] / Б. Мейер. — Электрон. текстовые данные. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 285 c. — 2227-8397.

7. Критерии оценивания компетенций

Оценка 5 (отлично) – обучающийся демонстрирует высокий уровень сформированности компетенций: свободно владеет теоретическим материалом, видит межпредметные связи, способен иллюстрировать теоретические проблемы практическими примерами, обосновывать свои суждения, ответ отличается профессиональной культурой.

Оценка 4 (хорошо) – обучающийся демонстрирует достаточный уровень сформированности компетенций: владеет теоретическим материалом, осознанно применяет знания для решения практических задач, ответ логичен, но содержание ответа имеет отдельные неточности.

Оценка 3 (удовлетворительно) – обучающийся демонстрирует минимальный уровень сформированности компетенций: владеет теоретическим материалом, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – обучающийся демонстрирует уровень сформированности компетенций ниже минимального: имеет разрозненные бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применить знания для решения практических задач.

Требования к выпускной квалификационной работе магистра по направлению 03.04.03 Радиофизика

Программа магистратуры: "Физика и технология радиоэлетронных приборов и устройств"

1. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) составлены в соответствии с «Положением о проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, магистратуры, специалитета в ТвГУ».

1. Вид выпускной квалификационной работы - магистерская диссертация.

2. Цель ВКР - демонстрация уровня подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

3. Требования к государственной итоговой аттестации установлены федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 03.04.03 Радиофизика. В соответствии с ФГОС ВО для направления 03.04.03 Радиофизика программа магистратуры «Физика и технология радиоэлектронных приборов и устройств» магистерская диссертация предполагает проверку уровня сформированности у выпускников следующих компетенций:

  1. Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
  2. Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала(ОК-3);
  3. Способность к активной социальной мобильности, организации научно-исследовательских и инновационных работ (ОПК-3);
  4. Способность к коммуникации в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности(ОК-4);
  5. Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия(ОПК-2);
  6. Способность к свободному владению профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, использованию современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки(ОПК-4);
  7. Способность внедрять результаты прикладных научных исследований в перспективные приборы, устройства и системы, основанные на колебательно-волновых принципах функционирования (ПК-4);
  8. Способность описывать новые методики инженерно-технологической деятельности (ПК-5);
  9. Способность составлять обзоры перспективных направлений научно-инновационных исследований, готовность к написанию и оформлению патентов в соответствии с правилами (ПК-6);
  10. способность к подготовке и проведению лабораторных и семинарских занятий (включая участие в разработке учебно-методических пособий), к руководству научной работой обучающихся младших курсов общеобразовательных и профессиональных организаций в области физики и радиофизики (ПК-7);
  11. способность организовывать работу малых коллективов исполнителей (ПК-8);
  12. Способность к ведению документации по научно-исследовательским работам (смет, заявок на материалы, оборудование) с учетом существующих требований и форм отчетности. (ПК-9).

4. Тематика и порядок утверждения тем ВКР и научных руководителей:

Магистранту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Темы ВКР должныы быть актуальными, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки.

При подготовке ВКР каждому магистранту назначается научный руководитель из числа работников организации, замещающих должность педагогического работника не ниже доцент,и, при необходимости, консультант.

Закрепление тем ВКР за магистрантами и назначение им научных руководителей осуществляется приказом ректора по университету не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной аттестации.

Научное руководство ВКР включает:

  • оформление научным руководителем задания на выпускную квалификационную работу;
  • оказание помощи магистранту в разработке календарного графика работы на весь период выполнения ВКР;
  • рекомендации по литературе, справочным, архивным материалам и другим источникам по теме;
  • проведение систематических консультаций по ходу выполнения выпускной квалификационной работы;
  • проверку выпускной квалификационной работы, оценку её готовности к защите;
  • написание отзыва на выпускную квалификационную работу
  • участие в работе комиссии по защите студентом выпускной квалификационной работы.

Время, отводимое преподавателю на руководство выпускной квалификационной работой, а также их количество, регламентировано "Положением о продолжительности рабочего времени и порядке определния учебной нагрузки ППС Тверского государственного университета".

Консультантами при выполнении студентом выпускной квалификационной работы могут выступать профессора и доценты вуза, а также высококвалифицированные специалисты и научные сотрудники других учреждений в рамках времени, отведенного на руководство выпускной квалификационной работой.

В установленные календарным графиком сроки студент регулярно отчитывается перед научным руководителем о ходе и результатах выполнения работы.

5. Порядок и сроки выполнения ВКР

Время, отводимое на выполнение выпускной квалификационной работы, определяется учебным планом направления подготовки и графиком учебного процесса.

Расписание работы ГЭК утверждается не позднее, чем за 30 календарных дней до первого государственного аттестационного испытания. В расписании указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний.

К защите ВКР приказом ректора допускаются обучающиеся, успешно прошедшие предыдущее аттестационное испытание (при его наличии) и обучающиеся, не проходившие предыдущее итоговое аттестационное испытание по уважительной причине (при наличии подтверждающих документов). Условием допуска к защите ВКР является успешное прохождение процедуры предзащиты (см. пункт 8).

Секретарю ГЭК за неделю до назначенной даты защиты ВКР представляются следующие документы: текст работы в электронной форме; (см. пункт 7.1); письменный отзыв научного руководителя (см. пункт 7.2). Тексты ВКР, за исключением работ, содержащих сведения,составляющие государственную тайну, проверяются на объем заимствования в системе "Антиплагиат". После получения положительного заключения об оригинальности принимает решение о допуске работы к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе ВКР. Секретарь передает в ГЭК дл защиты: бумажный вариант работы с визой руководителя ООП, заключение об оригинальности, отзыв научного руководителя, рецензию и автореферат (см.пункт 7.4)

Согласно сводной номенклатуре дел Тверского государственного университета выпускная квалификационная работа после защиты хранится на факультете. Срок хранения магистерской диссертации – по решению ученого совета факультета. Копия выпускной квалификационной работы может быть передана предприятию (учреждению) для внедрения полученных в ней результатов в производство.

Тексты ВКР, за исключением работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются в корпоративной сети университета. Тексты ВКР размещаются в соответствии с законодательством, с учетом изъятия производственных, технических, экономических, организационных и других сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, в соответствии с решением правообладателя. Не подлежат размещению на сайте университета разделы ВКР, выполненные на материалах предприятий/организаций, если это предусмотрено Договором на проведение преддипломной практики.

6. Рекомендуемый объем, структура работы, требования к содержанию ВКР

Объем выпускной работы бакалавра не должен превышать 75 страниц машинописного текста не включая приложение.

титульный лист, содержание, введение, обзор литературы, методика проведения эксперимента, полученные результаты и их обсуждение, заключение, выводы, список литературы, приложение (при необходимости).

Магистерская диссертация является законченным научным исследованием, обеспечивающим закрепление академической культуры, методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности, и предусматривает:

6.1 самостоятельную формулировку научной, научно-исследовательской, творческой или учебно-методической проблемы;

6.2 самостоятельный анализ методом исследования, применяемых при решении научно-исследовательской задачи, научный анализ и обобщение фактического материала, используемого в процессе исследования;

6.3 получение новых результатов, имеющих теоретическое ,прикладное или научно-методическое значение;

6.4 апробацию полученных результатов и выводов в виде докладов на научных конференциях (не ниже уровня конференций молодых ученых) или подгтовленных публикаций в научных сборниках и журналах;

7. Требования к оформлению ВКР

7.1. Оформление выпускной квалификационной работы

Оформление выпускной квалификационной работы (магистреской диссертации) начинается с титульного листа (см. приложение 1).
Выпускная квалификационная работа набирается на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word. Рекомендуется следующий вариант форматирования текста: шрифт – Times New Roman размером 14 пт., междустрочный интервал – полуторный, выравнивание текста на странице – по ширине. Нумерация страниц осуществляется по порядку арабскими цифрами, включая иллюстрации и приложения, без пропусков и повторений. На титульном листе номер не ставится. Работа печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 со следующими полями: левое – 25 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 15 мм. Магистерская диссертация представляется в переплетенном виде.

7.2. Отзыв научного руководителя

Законченная магистерская диссертация представляется на рассмотрение научному руководителю для написания им отзыва.

Отзыв научного руководителя содержит сведения:

  • о работе обучающегося в период подготовки ВКР;
  • о научном уровне, полноте, качестве и новизне разработки темы;
  • о степени самостоятельности, инициативы и творчества студента;
  • об умениях и навыках, полученных студентом в процессе работы (умение работать с литературой и источниками, навыки произведения расчетов, анализа полученных результатов, обобщения, умение делать научные и практические выводы и т.д.);
  • об области возможного использования результатов ВКР или ее апробации;
  • о результатах проверки работы бакалавра на предмет выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источника заимствования.

В заключении определяется уровень сформированности требуемых компетенций и работа представляется/не представляется к защите в ГЭК.

7.3 Рецензирование

Магистерская диссертация подлежит обязательному рецензированию. Рецензенты магистерских диссертаций назначаются их числа лиц, не являющихся работниками кафедры, на которой выполнена ВКР. Рецензия должна содержать объективную оценку ВКР и отражать:

  1. актуальность темы, её теоретическое и практическое значение; научную, техническую, экономическую целесообразность;
  2. полноту и качество выполнения задания;
  3. наличие элементов исследовательского характера, умение анализировать, обобщать и делать выводы;
  4. достоинства и недостатки ВКР;
  5. качество оформления ВКР

Рецензия заканчиваеся выводами о полносте разработки темы, соответствии поставленных и раскрытых вопросов научному заданию, о возможной области использования полученных результатов и предложением оценки.

7.4 К магистерской диссертации прилагается автореферат объемом в одну страницу машинописного текста. Автореферат - краткое и емкое изложение цели и задач, ее главной идеи и тех выводов, к которым пришел автор в процессе своих исслдеований. В автореферате указывается список публикаций автора по теме магистерской диссертации и участие в конференциях.

8. Порядок и сроки прохождения предзащиты ВКР

Условием допуска к защите ВКР является успешное прохождение процедуры предзащиты. Предзащита ВКР включается в график выполнения преддипломной практики и является ее завершающим этапом.

Обучающийся, не прошедший предзащиту, не аттестуется по преддипломной практике, не допускается к защите ВКР и отчисляется за невыполнение учебного плана как не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана с выдачей ему справки об обучении.

9. Регламент защиты ВКР

Порядок защиты выпускных квалификационных работ определяется «Положением о проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по программа бакалавриата, магистратуры, специалитета в ТвГУ ». Продолжительность защиты включает в себя:

  • доклад защищающегося с использованием презентации (до 15 мин.);
  • вопросы комиссии и ответы на них, обсуждение работы (15 мин.).

10. Возможность использования дистанционной формы прохождения предзащиты и защиты ВКР

Возможно проведение процедуры предзащиты и защиты ВКР с применением ЭО и ДОТ.

11. Критерии оценивания работ

Выпускная квалификационная работа оценивается согласно уровню сформированности у выпускника проверяемых компетенций:

Оценка Уровень сформированности компетенций Критерий оценивания
«Отлично» Высокий

Выполнение пунктов 6.1-6.4

«Хорошо» Достаточный

Выполнение пунктов 6.1-6.3 и невыполнение пункта 6.4 или выполнение пункта 6.4 и частичное выполнение пунктов 6.1-6.3

«Удовлетворительно» Минимальный

Частичное выполнение пунктов 6.1-6.3 и невыполнение пункта 6.4.

Уровень реализации критериев оценивания определяется по степени освоения проверяемых компетенций.

Образец титульного листа

ФИО обучающегося Научный руководительТема выпускной квалификационной работы
1Гормин Никита СергеевичКаплунов И.А., д.т.н., профессорОптические характеристики кристаллов в инфракрасном и терагерцовом спектральном диапазонах
2Деканова Анастасия ВячеславовнаБарабанова Е.В., к.ф.-м.н., доцентЭлектрофизические характеристики керамики на основе наобата лития
3Жигунов Дмитрий ВладиславовичРепин А.А., к.ф.-м.н., доцентРеализация алгоритма по контролю целостности данных и исправлению ошибок на ПЛИС
4Катанский Александр ВалерьевичОрлов Ю.Д.,д.х.н., профессорПрименение базиса функций Матье для анализа данных радиофизических измерений
5Ипатов Григорий НиколаевичИванова А.И,, к.ф.-м.н., доцентРазработка преобразователя интерфейсов передачи данных между геофизическими приборами
6Кулагин Андрей МихайловичМалышкин Ю.А., к.ф.-м.н., доцентРеализация алгоритмов сжатия приборных данных акустического каротажа ПЛИС (FPGA)
7Куров Антон ГеннадьевичМакаров В.В., к.ф.-м.н., доцентРазработка модуля удаленного управления на STM 800 C
8Лобанов Алексей СергеевичБарабанова Е.В., к.ф.-м.н., доцентДиэлектрические свойства керамики на основе твердых растворов титаната бария
9Луцай Александр ВалерьевичРепин А.А., к.ф.-м.н., доцентРазработка системы прецизионных перемещений для станков с ЧПУ на основе алгоритмов компьютерного зрения
10Петров Роман АндреевичМакаров В.В., к.ф.-м.н., доцентРазработка программного комплекса измерения влажности льнатресты
11Цай Полина ВладимировнаРепин А.А., к.ф.-м.н., доцентРазработка фотоэлектронного датчика подвижного состава
12Щербатых Кристина РомановнаСдобняков Н.Ю., к.ф.-м.н., доцентМоделирование процесса диффузии в биметаллических нанокластерах